Чулпан Харисова

Чулпан Мухаррамовна Харисова, доктор педагогических наук, профессор кафедры современного татарского языка и методики преподавания Института филологии и искусства К(П)ФУ, г. Казань.

Харисова Чулпан Мухаррамовна, образование: окончила с отличием историко-филологический факультет КГПИ (1975), по специальности учительница татарского языка и литературы, русского языка и литературы.

Основные этапы трудовой деятельности: с 1975 г. по 1979 г. – учительница и завуч в Большесардыкской средней школе Кукморского района Республики Татарстан. С 1979 г. по настоящее время работает  на кафедре современного татарского языка и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета (ранее КГПИ, КГПУ и ТГГПУ): ассистент, ст. преподаватель (1979-1995), доцент (1996), профессор (2002).

Круг ее научных интересов достаточно широк: проблемы теории и методики преподавания татарского языка в школе и вузе, словообразования и морфологии современного татарского литературного языка.

Имеет аспирантуру по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (татарский язык).

Ч.М. Харисова – первая женщина–доктор педагогических наук профессор по теории и методике обучения татарскому языку; ведет большую научно-исследовательскую работу. В начале 90-х годов прошлого века профессор Ч.М. Харисова начала разрабатывать книги и учебные пособия по преподаванию татарского языка как неродного. Одна из первых книг данной серии “Учимся говорить по-татарски” (Яр Чаллы: “КамАЗ”, 1992), написанная в соавторстве с Ф.Ф. Харисовым, долгие годы пользовалась большой популярностью среди родителей, учителей и воспитателей. В 1993 году в издательстве “Магариф” появилось первое учебное пособие, посвященное интенсивному обучению татарскому языку  как неродному (соавторы – Н.Х. Салехова, А.К. Максимова).

Используя системный подход к языковым явлениям, привлекая последние достижения лингвометодики, Ч.М. Харисова активно работает по созданию новой серии школьных учебников. Она является одним из создателей действующей программы по обучению татарскому языку учащихся-татар, обучающихся в русской школе, автором многократно переизданных учебников и учебно-методических пособий по обучению татарскому языку учащихся 1–5 классов русских школ (в соавторстве с Ф.Ф. Харисовым) и 2, 3, 5, 6 классов татарских школ (в соавторстве). Кроме того, Ч.М. Харисова состоит членом комиссии по подготовке Государственного образовательного стандарта по татарскому языку; имеет  около 250 опубликованных работ, в том числе более 70 книг. Особенно ценным является то, что результаты ее научных и творческих изысканий находят широкое применение в вузах, в среднеспециальных и общеобразовательных учебных заведениях не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации.

В научной деятельности Ч.М. Харисовой особое место занимает проблема обучения татарскому произношению русскоязычных детей: “Дополнительные упражнения по обучению татарскому произношению русскоязычных учащихся начальных школ” (Казань, 1994), “Орфоэпические упражнения по татарскому языку для начальных классов русских школ” (Казань: Экоцентр, 1997), “Лингвистические основы обучения татарскому произношению русских учащихся в I–III классах” (1996), “Тренировочные упражнения по обучению татарскому произношению” (1999), “Методика обучения татарскому произношению учащихся начальных классов русских школ” (2000) и др. Также в соавторстве с Ф.Ф. Харисовым создано пособие “Татарча да яхшы бел” (Казань: ТаРИХ, 2000).

Первый в истории татарской лексикографии иллюстрированный тематический словарь для изучающих татарский язык – “Мой первый татарский словарь”, написанный в соавторстве с Ф.Ф.Харисовым, был представлен в качестве общероссийского пособия по обучению языкам (рекомендован Министерством образования РФ). На основе этого словаря совместно с творческой лабораторией татарской молодежи “Сәләт” (руководитель – академик, вице-президент АН РТ Д.Ш.Сулейманов) были созданы 4 мультимедийных диска.

Профессор Ч.М. Харисова является автором таких значимых научных трудов в области лингвометодики, как “Обучение татарскому произношению в русской школе” (Москва: ВЛАДОС, 2001), “Теория и практика обучения татарскому произношению” (Санкт-Петербург: Просвещение, 2001), “Татар теле: теория күнегүләр, тестлар” («Татарский язык: теория, упражнения, тесты», 2006), “Татар теле морфологиясеннән лекцияләр” («Лекции по морфологии татарского языка», 2006) и др. Книги “Татар теленнән күнегүләр һәм тестлар” («Упражнения и тесты по татарскому языку», 2006), “Татар теле: кагыйдәләр һәм күнегүләр” («Татарский язык: правила и упражнения», 2007) были рекомендованы Министерством образования и науки Республики Татарстан для учащихся выпускных классов средних школ и абитуриентов в качестве новой серии учебных пособий. Ч.М. Харисова одной из первых издала учебное пособие «Татар теленнән күнегүләр һәм тестлар” (“Упражнения и тесты по татарскому языку”, 2006) для подготовки к Единому государственному экзамену по татарскому языку.  Книга “Татар теле: кагыйдәләр һәм күнегүләр” (Татарский язык: правила и упражнения», 2007) по итогам 2007 года была названа наиболее покупаемой книгой издательства “Мәгариф” в номинации “татарский язык”.

Учебные пособия и учебно-методические комплексы по морфологии и словообразованию современного татарского литературного языка для студентов филологических факультетов “Хәзерге татар әдәби  теле морфологиясеннән программа һәм методик киңәшләр” («Программа и методические рекомендации по морфологии современного татарского литературного языка», 2005), “Татар теле морфологиясеннән лекцияләр” («Лекции по морфологии татарского языка», 2006),  “Хәзерге татар әдәби теле: Сүз ясалышы: Программа һәм методик киңәшләр” (“Современный татарский язык: Словообразование: Программа и методические рекомендации”, 2005), “Татар теле морфологиясе” («Морфология татарского языка», 2010) в течение многих лет активно используются студентами дневных и заочных отделений филологических факультетов различных вузов. Учебное пособие «Татар теле морфологиясе. Гамәли курс» (“Морфология татарского языка. Практический каурс”, 2004) рекомендовано учебно-методическим объединением Министерства образования Российской Федерации для филологических факультетов вузов по специальности 033000 – родной язык и литература.

Большой интерес у широкой общественности вызвала книга Ч.М. Харисовой “Татарский язык. Справочник” (2010), в которой представлены сведения по всем разделам языка в иллюстративной форме с учетом современного состояния его изучения, а также краткий русско-татарский словарь лингвистических терминов.

Впервые в истории методики обучения татарскому языку Ч.М. Харисовой было составлено и издано пособие для широкого круга обучающихся “Татар теле. Анализ үрнәкләре” («Татарский язык. Образцы анализа», 2010), в котором прокомментированы и представлены содержание и формы лингвистического анализа по разделам языка.

За последние пять лет профессором Ч.М. Харисовой изданы более 40 научных и учебно-методических работ (объемом около70,0 п.л.), в их числе несколько статей в изданиях, рекомендованных ВАК.

Большое значение для Казанской лингвометодической школы имеет монография Ч.М. Харисовой «Обучение татарскому произношению в русской школе», опубликованная в 2001 году в издательстве «ВЛАДОС» (г. Москва). В ней анализируется современное состояние обучения произносительным нормам татарского языка и предлагается рациональная система ее построения. Это одна из первых работ, посвященная сопоставительному исследованию фонетико-фонологических систем татарского и русского языков в методических целях.

В 2001 году в издательстве «Просвещение» (г. Санкт-Петербург) вышла монография «Теория и методика обучения татарскому произношению в русскоязычных школах», которая нашла широкое применение  в Российской Федерации в качестве пособия для учителей. Кроме того,  многие работы Ч.М. Харисовой, посвященные систематизации языковых явлений с учетом новых достижений языкознания и широкому обобщению методической мысли в области преподавания родного языка, опубликованы в журналах и научных сборниках гг. Москвы, Орска, Уфы, Карачаевска, а также Алматы и др.

Профессор Ч.М. Харисова является соавтором-создателем оригинального учебного пособия «Мой первый словарь: Иллюстрированный татарско-русский словарь», удостоенного в 1996 г. специального диплома  организованного под эгидой ЮНЕСКО Всероссийского конкурса детской книги «Отчий дом». Данная серия нашла свое продолжение в следующих книгах, созданных Ч.М.Харисовой в соавторстве:  «В мире слов и предложений: Картинный ситуативный татарско-русский словарь» (1999), «Мой татарский словарь: Иллюстрированный тематический татарско-русский словарь» (2002). Указанные выше книги рекомендованы Министерством образования  и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для всех желающих изучать татарский язык как неродной.

Большое значение Ч.М. Харисова придает составлению программ, учебников и учебно-методических пособий по словообразованию и морфологии современного татарского литературного языка для средне специальных и высших учебных заведений. Ею создан учебно-методический комплекс для вузов (программы, учебники, учебно-методические пособия и мультимедийные средства) по  этим направлениям татарского языкознания. Среди них учебное пособие «Татар теле морфологиясе. Гамәли курс» («Морфология татарского языка. Практический курс», 2004), рекомендованное учебно-методическим объединением Министерства образования Российской Федерации  для филологических факультетов вузов по специальности 033000 – родной язык и литература.

Ч.М. Харисова в течение многих лет часто выступает с лекциями на актуальные темы языкознания на курсах повышения квалификации работников образования Института развтития образования РТ, активно участвует в радио и телепередачах, публикует свои труды на страницах печати. Под ее руководством подготовлены несколько кандидатов наук, три аспиранта заканчивают работу над диссертацией. Ч.М. Харисова является членом докторских диссертационных советов по педагогике и методике обучения языку, контрастивной филологии. В качестве оппонента и члена диссертационных советов в Чувашском и Марийском госпедуниверситетах  принимает деятельное участие в аттестации научно-педагогических кадров.

Когда в начале 1990-х гг. возникла идея о проведении олимпиад по татарскому языку среди школьников, обучающихся в русской школе, Ч.М. Харисова была в числе первых, кто активно ратовал за их проведение.  Она в течение 15 лет активно участвует в их организации и проведении. Помимо научно-методической деятельности, Ч.М. Харисова состоит в составе редакционной коллегии республиканского журнала “Магариф”, многие годы  является членом экспертного совета Министерства образования и науки РТ по рецензированию учебников и учебных пособий по татарскому языку, ведет активную разностороннюю научную и методическую деятельность, результаты которой значимы и хорошо известны в нашей республике и за ее пределами.

Деятельность проф. Ч.М. Харисовой отмечена многими государственными наградами. Она – лауреат премии им. Каюма Насыри (1998) – за создание оригинальных учебников и учебно-методических пособий; Заслуженный учитель Республики Татарстан (2003) – за большие заслуги по подготовке квалифицированных педагогических кадров и активную работу по созданию учебников и учебно-методических пособий; награждена Знаком “За заслуги в образовании” (2006) – за плодотворную работу по воспитанию педагогических кадров. Ч.М. Харисова – Заслуженный деятель науки Республики Татарстан (2008) – за многолетнюю плодотворную работу по подготовке педагогических кадров и созданию учебников и учебно-методических пособий для вузов и школ.

Основное жизненное кредо проф. Ч.М. Харисовой: бороться, искать, найти и не сдаваться!