Татар теле – Татарский язык – Учебник – 10 кл. (Сагдиева Р.К.)

Татар теле (Татарский язык) – Учебник – 10 кл.
Автор: Сагдиева Р.К.
Для общеобразовательных организаций среднего общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной).


Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

На учебник получены положительные заключения Российской академии наук
( научная экспертиза № 002441 от «3» ноября 2016 г.,
педагогическая экспертиза № 002445 от «3» ноября 2016 г.),
Российского книжного союза (общественная экспертиза № 662-ОЭ от «20» декабря 2016 г.)
и Министерства образования и науки РТ (этнокультурная и региональная экспертиза № 3309/16-1 от «19» декабря 2016 г.).
Учебник соответствует требованиям ФГОС.
Также имеется электронная форма учебника, которая успешно прошла все необходимые экспертизы.
К каждому учебнику данной линии разработаны методические пособия.

Учебники, входящие в УМК по татарскому языку для школ с русским языком обучения  (для изучающих татарский язык как родной с X по XI классы) разработаны с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, обеспечивают достижение результатов освоения программы среднего общего образования, полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (ООО), построены на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеют полное программно-методическое сопровождение и гарантируют преемственность с основным общим образованием.  В связи с этим структура и содержание УМК направлены на достижение результатов, предусмотренных в ФГОС.
Главное требование ФГОС – формирование универсальных учебных действий.  В составе основных видов УУД выделяется четыре блока:
— личностный;
— регулятивный;
— познавательный;
— коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия должны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию школьников. Регулятивные универсальные действия – организацию учащимися своей учебной деятельности.  Познавательные универсальные  учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные  учебные действия обеспечивают социальную компетентность, а также способность вступать в диалог, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Связь УУД и содержания учебников  татарского  языка осуществляется в следующих направлениях:
1)    формирование отношения к татарскому языку как к культурной ценности, стремление к самоопределению в сфере учебной деятельности;
2)    развитие самостоятельности школьников в организации своей учебной деятельности от планирования до оценки результата;
3)    развитие и совершенствование умения найти, понять нужную информацию и обработать ее, а также умения строить и понимать текст (устный или письменный); свободно ориентироваться в учебной книге и в корпусе учебных словарей;
4)     формирование умения  выбора и использования речевых средств в условиях коммуникативного сотрудничества учащихся (работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле) понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения; находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точками зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели
В соответствии с требованиями ФГОС при формировании коммуникативных умений в учебнике предлагаются задания, которые направляют мысль учеников на создание текста в соответствии с определенной ситуацией, т.е. указывается, почему ставится эта проблема, какова цель высказывания, его возможный адресат. В центре оказываются проблемы общения.
Особое значение отводится в учебниках обучению развернутым устным ответам; обучению устному речевому этикету, обучению орфоэпическим нормам. Именно работа над устными ответами помогает школьникам усвоить язык предмета и готовит их психологически к публичным выступлениям.
Необходимо отметить, что в учебниках  предусмотрена не только работа со словесной информацией текста. Предлагаются задания, требующие смысловой обработки текстовой информации, поданной в разных формах: работа с таблицами, схемами, рисунками. Предложенные коммуникативно-ориентированные задания способствуют развитию эмоциональной сферы ученика, позволяют ему индивидуально оценивать усваиваемое содержание.
На формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий нацелена и работа со словарями:
— задания, ориентированные на сопоставление сведений из различных словарей, формируют познавательный интерес к такого рода изданиям;
— информацию, полученную при  работе со словарем, ученик может использовать при аргументации своей точки зрения, что развивает речь учащихся, формирует информационно-коммуникативные умения.
Работу со словарем ученик может проводить и самостоятельно, что способствует укреплению его регулятивных универсальных учебных действий.
Культуроведческая компетенция также нашла свое отражение. В учебники включены иллюстративные материалы (картины русских и татарских художников). Это помогает ребенку постичь красоту, развивает языковое чутье, воспитывает эстетический вкус.
Работа с учебником даёт возможности использовать разные способы усвоения учебного материала. Система упражнений, справочный материал, богатейший наглядный материал предполагают «пошаговый» характер формирования умений и навыков, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу. Удачно реализуются задачи воспитания учащихся, огромную воспитательную нагрузку несут связные тексты и комплекс вопросов и заданий к ним.
К каждому учебнику разработаны методические пособия для учителя и учебники в электронном формате, которые содержат тексты с выразительным чтением диктора, словарные диктанты, тесты и упражнения.
Материалы излагаются очень доступно, последовательно, с постепенным наслоением информации: тексты, диалоги, упражнения на закрепления грамматических, фонетических и лексических анализов, на развитие устной речи (монологической и диалогической). Учебники снабжены иллюстрациями и таблицами, что способствует лучшему восприятию материала. Авторы пособия руководствуются целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции. А коммуникативность, будучи основным подходом в обучении языку, органически связывает развитие речевых навыков и умений с теоретическим осмыслением языкового материала и способствует системному овладению основами диалогического и монологического общения на изучаемом языке. Предложенные в пособии тематические комплексы упражнений в целом отвечают таким требованиям, как рациональность, последовательность и способствуют формированию у учащихся как лингвистической, так и коммуникативной компетенций.