Фираз Харисов

Харисов Фираз Фахразович родился на благодатной земле Республики Башкортстан. Трудовую деятельность начал в родной Истякской школе  Янаульского района лаборантом, учителем татарского языка и литературы, рисования, а в вечерней школе преподавал черчение. Из этого района вышли видные татарские писатели Риза Ишморат, Сазида Сулейманова, Нурихан Фаттах, Ильдар Юзеев, Адип Маликов, Гайнан Амири, Радиф Тимершин и многие другие.

Горячее стремление получить высшее образование было замечено командованием авиаполка Красноводской дивизии Туркменской ССР. По разнарядке ЦК КПСС его рекомендовали к поступлению на философский факультет Московского государственного университета. Несмотря на долгие уговоры  командования, он отказался от этого заманчивого предложения, так как у него была единственная мечта – поступить в Казанский государственный педагогический институт.

 Для Фираза  годы учебы в Казани  не прошли бесследно. Он принимал активное участие в общественной жизни института: в течение 5 лет возглавлял студсовет общежития, несколько лет был редактором факультетской стенной газеты, активно занимался научно-исследовательской работой и на институтских студенческих научных конференциях неоднократно становился победителем.

В январе  1978 года, по рекомендации ректора академика М.З.Закиева, студента 5 курса Ф.Ф.Харисова принимают на штатную должность зам. секретаря комитета ВЛКСМ Казанского госпединститута.

В этот период ему пришлось работать также комиссаром Республиканского ударного строительного отряда, состоявшего из 650 человек и принимавшего участие в строительстве КамАЗа. А в 1978 г. в составе делегации ЦК ВЛКСМ участвовал в работе Международного семинара для советских и польских молодежных организаций в г. Варшаве ПНР. А затем Ф.Ф.Харисов на советской и партийной работе: зам. зав отделом Ленинского исполкома г. Казани и секретарь партийной организации этого же исполкома. Одновременно несколько лет он преподавал (по совместительству) татарский язык в ГПТУ-29 г. Казани.

Дальнейшая биография Ф.Ф.Харисова связана с Казанским государственным педагогическим университетом, где он продолжает  работать на различных должностях: с ассистента дошел до профессора, 17 лет работал проректором по заочному обучению, учебной работе, учебно-воспитательной работе, первым проректором, социально-воспитательной работе.

В связи с присоединением Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета в состав Казанского (Приволжского) федерального университета с сентября 2011 года работает профессором кафедры современного татарского языка и методики преподавания и зам. руководителя научно-образовательного центра татаристики, тюркологии и этнокультурного образования, с июля 2012 года – заведующий кафедрой современного татарского языка и методики преподавания. На IV-V курсах ведет занятия по “Методике преподавания татарского языка в русской школе” и по “Стилистике татарского языка”. Под его руководством студенты пишут курсовые и выпускные квалификационные работы, а аспиранты – диссертационные исследования.

Ф.Ф.Харисов в 2000 г. досрочно защитил докторскую диссертацию на тему «Лингвистические и психолого–педагогические основы начального обучения татарскому языку в школах с русским языком обучения» (научный консультант – профессор Л.З.Шакирова) по двум специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания (татарский язык)».

За последние 20 лет Ф.Ф.Харисовым достигнуты большие успехи в научно-методической деятельности. Он является первым доктором наук по методике преподавания татарского языка. По этой проблематике под его руководством формируется новая научная школа: аспиранты и соискатели защищают диссертации; составляются программы, учебники и учебно-методические пособия; по его инициативе в январе 2001 г. была создана кафедра преподавания татарского языка в русской школе; является членом диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора педагогических наук и доктора филологических наук; оппонирует кандидатские и докторские диссертации в разных городах России.

Научно-методическая деятельность Ф.Ф.Харисова посвящена одной из актуальных проблем лингводидактики и двуязычия в образовательной системе РФ конца ХХ и начала ХХI века. Особенно важным является то, что результаты его творческих и методических изысканий находят широкое применение в высших учебных заведениях, в общеобразовательных и средне специальных учебных заведениях страны. Созданными им программами, учебниками, пособиями и компакт-дисками по татарскому языку для русских школ, обучаются не только дети-татары, но и взрослые, проживающие как в России, так и зарубежом. Им опубликовано более 320 научных трудов общим объемом 568 п.л., из которых 81 книга (брошюры) и 4 компакт-диска, созданные совместно с молодежным фондом “СӘЛӘТ” и научно-исследовательской лабораторией Академии Наук РТ и КГУ «Проблемы искусственного интеллекта» (руководитель — академик АН РТ Д.Ш.Сулейманов) для изучающих татарский язык. Среди его работ 8 монографий, 11 программ для вузов и общеобразовательных школ, 52 учебника и учебно-методических пособий, 10 различных словарей. Три книги изданы под грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». В 2001 г. в издательстве «Просвещение» Санкт-Петербурга вышла его монография «Основы методики обучения татарскому языку в русской школе». Некоторые работы опубликованы в различных изданиях гг. Парижа, Вана (Турция), Алматы, Астаны, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Самары, Уфы, Стерлитамака и в других городах.

Книга «Мой первый татарский словарь: Илюстрированный татарско-русский словарь» (Казань: Изд-во «Магариф», 1995) (в соавторстве с Ч.М.Харисовой) в 1996 г. удостоена специального диплома III Всероссийского конкурса-выставки детской книги «Отчий дом», организованного Исполкомом Совета по детской книге под эгидой ЮНЕСКО, председателем которого являлся известный поэт С.В.Михалков. К II Всемирному конгрессу татар (август 1997 г.) по этой книге выпущен первый компакт-диск в помощь изучающим татарский язык как неродной. Тексты переведены на русский и английский языки, а татарский язык представлен латинской графикой.  Второй компакт–диск вышел в свет в 2001 г., третий – в 2002 г. (руководитель —  академик АН РТ Д.Ш.Сулейманов).

В последние годы круг научно-методических интересов Ф.Ф.Харисова расширился. В частности, составлены и изданы учебники по французскому языку для 5-11 классов (в соавторстве с проф. В.Н.Васильевой и доц. Л.Р.Низамеевой), не имеющих аналога в России. По этим учебникам обучение французскому языку осуществляется на базе русского и татарского языков.

За плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров, значительные успехи в области становления и развития татарской лингвометодической науки Ф.Ф.Харисов награжден «Почетной грамотой Республики Татарстан», нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации”, ему присвоены Почетные звания “Заслуженный деятель науки Республики Татарстан”, “Заслуженный учитель школы Республики Татарстан”, за особые заслуги в области образования и науки награжден Благодарственным письмом Государственного Совета Республики Татарстан, за создание оригинальных учебников и учебных пособий стал лауреатом премии им. Каюма Насыри и др.

В конкурсе научных работ среди профессорско–преподавательского состава университета Ф.Ф.Харисов более 10 раз занимал первое место в различных номинациях (монографии, учебники, пособия).

Ф.Ф.Харисов в течение 20 лет возглавляет жюри республиканской олимпиады по татарскому языку, является членом различных комиссий МО и Н РФ и РТ.

Имея богатый педагогический и научно-методический опыт, Фираз Фахразович постоянно оказывает помощь коллегам, работает в тесной связи с вузами страны и органами образования РТ, систематически выступает перед руководителями образовательных учреждений и учителями с докладами и лекциями по проблемам высшей и средней школы в различных регионах РФ.

Жена – Чулпан Мухаррамовна Харисова, доктор педагогических наук, профессор кафедры современного татарского языка и методики преподавания Казанского федерального университета, заслуженный деятель науки РТ, заслуженный учитель школы РТ, лауреат премии им. К.Насыри. Награждена нагрудным знаком “За заслуги в образовании”.

Сын Ильшат окончил КГУ, затем магистратуру в г. Бостон, стажировался в Гарвардском университете США, аспирантуру при МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат экономических наук. В студенческие годы стал трехкратным победителем Летних школ молодых экономистов России, организованных Московским госуниверситетом; Летней школы молодых международников, политологов и социологов России и СНГ, организованной Министерством иностранных дел РФ, Санкт-Петербургским госуниверситетом, штаб-квартирой Евросоюза и НАТО в России. В настоящее время работает в Москве в филиале американской консалтинговой компании “The Boston Consulting Group”. Имеет диплом США по специальности “Master of Business Administration”.

Дочь Гульшат – работает в Институте педагогики и психологии Казанского федерального университета, кандидат психологических наук, обладатель премии Президента РФ В.В.Путина по поддержке талантливой молодежи, стипендиат Правительства РФ и РТ, Академии Наук РТ, обладатель грантов РГНФ.