Татар әдәбияты – Татарская литература – Учебник – 11 кл. (Хасанова, Сафиуллина, Ахметзянова, Замалиева)
р.
р.
Татар әдәбияты (Татарская литература) – Учебник – 11 кл. Авторы: Хасанова Ф.Ф., Сафиуллина Г.М., Ахметзянова Г.М., Замалиева Л.Ф. Татарская литература (Татар әдәбияты) для общеобразовательных организаций среднего общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. На учебник получены положительные заключения Российской академии наук ( научная экспертиза № 002440 от «3» ноября 2016 г., педагогическая экспертиза № 002444 от «3» ноября 2016 г.), Российского книжного союза (общественная экспертиза № 665-ОЭ от «20» декабря 2016 г.) и Министерства образования и науки РТ (этнокультурная и региональная экспертиза № 3309/16 от «19» декабря 2016 г.). Учебник соответствует требованиям ФГОС. Также имеется электронная форма учебника, которая успешно прошла все необходимые экспертизы. К каждому учебнику данной линии разработаны методические пособия. Представленные группы учебников и учебно-методических пособий по татарской литературе для средних общеобразовательных школ (X-XI классы) составлены с учетом этих требований и основаны на нормативно-правовых актах в сфере образования Российской Федерации, Республики Татарстан и Федерального государственного образовательного стандарта общего среднего образования третьго поколения. Учебники, входящие в УМК по татарской литературе для общеобразовательных организаций с русским языком обучения (для изучающих татарский язык как родной, X – XI классы) разработаны с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, обеспечивают достижение результатов освоения программы среднего общего образования, полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (ООО), построены на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеют полное программно-методическое сопровождение и гарантируют преемственность с основным общим образованием. В связи с этим структура и содержание УМК направлены на достижение результатов, предусмотренных в ФГОС. Главное требование ФГОС – формирование универсальных учебных действий. В составе основных видов УУД выделяется четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный. Цели и задачи. Изучение литературы на этапе среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; развитие устной и письменной речи обучающихся; совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиск систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Приоритетами учебников предмета «Татарская литература» среднего общего образования являются: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление и классификация; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Построение учебников. Учебники разбиты на разделы согласно этапам развития татарской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. В текстах по истории татарской литературы указываются направления творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Учебники структированы следующим образом: I. Древняя татарская литература (V–XII века). II. Средневековая литература. 1) Литература булгарского периода (XII век – 1 пол. XIII века). 2) Литература Золотоордынского периода (XIII век –1 пол. XV века). 3) Литература периода Казанского ханства (1 пол. XV века – 2 пол. XVI века). 4) Литература периода застоя (2 пол. XVI века – XVIII век). III. Литература периода возрождения (XIX век). IV. Литература начала xx века. V. Литература 1920-1930-ых годов. VI. Литература периода Великой Отечественной войны. VII. Литература послевоенного периода (до 1960-ых годов). VIII. Литература 1960–1990-ых годов. IX. Литература 2000–2010-ых (2016) годов. Теоретико-литературные понятия предложены в учебниках, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Вопросы и задания способствуют развитию критического мышления, овладению приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему. В содержании учебников присутствуют примеры и задания, способствующие сотрудничеству учащегося с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Содержание имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство национальных культур народов России, культуры других народов, содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу. Стиль изложения материала доступный и понятный. К каждому учебнику разработаны методические пособия для учителя и учебники в электронной форме, которые содержат тексты с выразительным чтением диктора, тесты, инсценировка драматических произведений, прослушивание песен.