Татар теле (Татарский язык) — Методическое пособие — 8 кл.
р.
р.
Татарский язык (Татар теле)
Методическое пособие. 8 класс.
Авторы: Сагдиева Р.К., Хайруллина Г.И.
Татарский язык (Татар теле) для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). Ведущая роль в осуществлении задач, связанных с социально- коммуникативной подготовкой школьника к жизни, с развитием речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей принадлежит учебнику как основному средству обучения.
Данные учебники представляют серию учебно-методических комплектов по татарскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения (для изучающих татарский язык как родной):
1. Шамсутдинова Р.Р., Хадиева Г.К, Хадиева Г.В. Татарский язык. Для 5 класса образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной).
2. Сагдиева Р.К., Гарапшина Р.М., Хайруллина Г.И. Татарский язык. Для 6 класса образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной).
3. Сагдиева Р.К., Харисова Г.Ф, Сабирзянова Л.К., Нуриева М.А. Татарский язык. Для 7 класса образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной).
4. Сагдиева Р.К., Хайруллина Г.И. Татарский язык. Для 8 класса образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной).
5. Сагдиева Р.К., Кадирова Э.Х. Татарский язык. Для 9 класса образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной).
Учебники, входящие в УМК по татарскому языку для школ с русским языком обучения (для учащихся-татар с V по IX классы) разработаны с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов
Российской Федерации, обеспечивают достижение результатов освоения программы основного общего образования, полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (ООО), построены на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеют полное программно-методическое сопровождение и гарантируют преемственность с начальным общим образованием. В связи с этим структура и содержание УМК направлены на достижение следующих результатов, предусмотренных в ФГОС:
— формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
— единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
— духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья.
Главное требование ФГОС – формирование универсальных учебных действий. В составе основных видов УУД выделяется четыре блока:
— личностный;
— регулятивный;
— познавательный;
— коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия должны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию школьников. Регулятивные универсальные действия – организацию учащимися своей учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, а также способность вступать в диалог, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Связь УУД и содержания учебников татарского языка осуществляется в следующих направлениях:
1) формирование отношения к татарскому языку как к культурной ценности, стремление к самоопределению в сфере учебной деятельности;
2) развитие самостоятельности школьников в организации своей учебной деятельности от планирования до оценки результата;
3) развитие и совершенствование умения найти, понять нужную информацию и обработать ее, а также умения строить и понимать текст (устный или письменный); свободно ориентироваться в учебной книге и в корпусе учебных словарей;
4) формирование умения выбора и использования речевых средств в условиях коммуникативного сотрудничества учащихся (работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле) понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения; находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точками зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели
В соответствии с требованиями ФГОС при формировании коммуникативных умений в учебнике предлагаются задания, которые направляют мысль учеников на создание текста в соответствии с определенной ситуацией, т.е. указывается, почему ставится эта проблема, какова цель высказывания, его возможный адресат. В центре оказываются проблемы общения.
Особое значение отводится в учебниках обучению развернутым устным ответам; обучению устному речевому этикету, обучению орфоэпическим нормам. Именно работа над устными ответами помогает школьникам усвоить язык предмета и готовит их психологически к публичным выступлениям.
Необходимо отметить, что в учебниках предусмотрена не только работа со словесной информацией текста. Предлагаются задания, требующие смысловой обработки текстовой информации, поданной в разных формах: работа с таблицами, схемами, рисунками. Предложенные коммуникативно-ориентированные задания способствуют развитию эмоциональной сферы ученика, позволяют ему индивидуально оценивать усваиваемое содержание.
На формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий нацелена и работа со словарями:
— задания, ориентированные на сопоставление сведений из различных словарей, формируют познавательный интерес к такого рода изданиям;
— информацию, полученную при работе со словарем, ученик может использовать при аргументации своей точки зрения, что развивает речь учащихся, формирует информационно-коммуникативные умения.
Работу со словарем ученик может проводить и самостоятельно, что способствует укреплению его регулятивных универсальных учебных действий.
Культуроведческая компетенция также нашла свое отражение. В учебники включены иллюстративные материалы (картины русских и татарских художников). Это помогает ребенку постичь красоту, развивает языковое чутье, воспитывает эстетический вкус.
Работа с учебником даёт возможности использовать разные способы усвоения учебного материала. Система упражнений, справочный материал, богатейший наглядный материал предполагают «пошаговый» характер формирования умений и навыков, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу. Удачно реализуются задачи воспитания учащихся, огромную воспитательную нагрузку несут связные тексты и комплекс вопросов и заданий к ним.
К каждому учебнику разработаны методические пособия для учителя и учебники в электронном формате, которые содержат тексты с выразительным чтением диктора, словарные диктанты, тесты и упражнения.
Материалы излагаются очень доступно, последовательно, с постепенным наслоением информации: тексты, диалоги, упражнения на закрепления грамматических, фонетических и лексических анализов, на развитие устной речи (монологической и диалогической). Учебники снабжены иллюстрациями и таблицами, что способствуют лучшему восприятию материала. Авторы пособия руководствуются целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции. А коммуникативность, будучи основным подходом в обучении языку, органически связывает развитие речевых навыков и умений с теоретическим осмыслением языкового материала и способствует системному овладению основами диалогического и монологического общения на изучаемом языке. Предложенные в пособии тематические комплексы упражнений в целом отвечают таким требованиям, как рациональность, последовательность и способствуют формированию у учащихся как лингвистической, так и коммуникативной компетенций.