Татар әдәбияты (Татарская литература) — Учебник — 9 кл. — в двух частях

Авторы: Мотигуллина А.Р., Ханнанов Р.Г., Хуснуллина Х.Х.

Татарская литература (Татар әдәбияты) для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык).

Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

На учебник получены положительные заключения Российской академии наук

( научная экспертиза № 001734 от 3.03.2015 г.,

педагогическая экспертиза № 001709 от 3.03.2015 г.),

Российского книжного союза (общественная экспертиза № 1157 от 10.04.2015 г.)

и Министерства образования и науки РТ (этнокультурная и региональная экспертиза № 3701/15-10 от 10.04.2015 г.).

Учебник соответствует требованиям ФГОС.

Также имеется электронная форма учебника, которая успешно прошла все необходимые экспертизы.

К каждому учебнику данной линии разработаны методические пособия.
Линия учебно-методических комплектов (далее – УМК) «Татарская литература», предназначенных для 5-9 классов школ с русским языком обучения, обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО). Она имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с начальным образованием.
Эффективность реализации идеологической основы ФГОС ООО – концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности как гражданина России – в УМК «Татарская литература» достигается особой организацией подачи учебного материала. В условиях многонационального пространства особенно успешной находкой УМК можно считать изучение татарской литературы на основе сравнения с культурно-литературным наследием других народов России (русского, башкирского, чувашского, марийского и др.).

УМК включает в себя учебник, который состоит из 2 частей, методическое пособие, предназначенное для учителей, и электронный учебник.

Учебник «Татарская литература» для учащихся 9 классов общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык) (далее – учебник) является составной частью УМК.

Направленность на всестороннее развитие личности ребёнка средствами предмета – отличительная особенность аннотируемого учебника. Работа по изучению татарской литературы в русскоязычной аудитории построена на теории компаративистики, в основе которой лежит сравнительно-типологический анализ. Каждая часть учебника состоит из произведений литературы и других видов искусства, объединённых в блоки по общей тематике. Такая систематизация позволяет целенаправленно изучать литературу в многообразии жанров, связывая с историей и культурой не только татарского, но и других народов России и способствует осуществлению межпредметных связей с русским языком и литературой, историей, географией, экологией, обществознанием и другими учебными предметами.

Учебник способствует успешной реализации системно-деятельностного подхода, который является одним из основных требований ФГОС ООО и предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной

экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального поликультурного и поликонфессионального состава.

Основной обучающей единицей учебника является литературный текст. В учебнике дан богатый литературный материал, состоящий из образцов татарского фольклора и авторских произведений представителей татарской литературы (Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Камал, Г.Апсалямов, А.Гилязов, Р.Мингалим, Р.Ахметзянов и многие другие), направленных развитие речи учащихся, не владеющих татарским языком в достаточном объёме. Работая с текстами учебника, школьники учатся извлекать необходимую информацию, предъявленную в разнообразной форме: в виде связных текстов различных стилей, жанров и типов речи; в форме рисунков, в которых лингвистическая информация представлена в виде образов, символов. В данном учебнике объясняются значения трудных слов и фразеологизмов, теоретический материал даётся как на татарском, так и на русском языке.

Учебник формирует информационную культуру учащихся и предполагает целенаправленное совершенствование таких важных умений, как использование разных видов чтения; овладение основными способами информационной переработки текста и т.п. А также продолжается работа по формированию основ коммуникативной компетенции путём чтения, выполнения заданий, произношение отдельных слов на татарском языке, выражение своих мыслей в форме небольших рассказов, ответа на поставленные вопросы, на умение составлять план произведений, публичных выступлений, дискуссий, полемики и других видов работы.

Отличительными особенностями учебника являются: 1) продолжается изучение жанров татарского фольклора (дастан); 2) изучается история татарской литературы; 3) профориентационная направленность отобранных художественных произведений; 4) больше внимания уделяется формированию навыков анализа художественных произведений.